На сегодняшний день электронная подпись - это уже не роскошь, а необходимость для полноценного ведения бизнеса. Преимущества использования электронных подписей (ЭП) очевидны как среднему и малому бизнесу, так и индивидуальным предпринимателям.
Какие возможности дает предпринимателям электронная подпись:
Как получить электронную подпись?
Получить ЭП можно в ФНС бесплатно. Для записи и хранения электронной подписи потребуется специальный сертифицированный носитель - Рутокен.
Что еще потребуется?
Для использования ЭП необходимо установить средство криптографической защиты информации - КриптоПро CSP.
Далее рассмотрим пошагово, как подписывать документы электронной подписью.
1. КриптоПро CSP.
Скачиваем дистрибутив с сайта производителя. Устанавливаем программу на ПК. Важный момент - лицензия на данную программу платная, но производитель дает целых 90 дней бесплатного пробного периода. Проходим на вкладку "Инструменты КриптоПро" в списке установленных программ.
В открывшемся окне проходим на вкладку "Создание подписи".
Выбираем документ, который будем подписывать. Нажимаем кнопку "Открыть".
Под кнопкой "Выбрать файл для подписи" отображается путь исходного документа, а под кнопкой "Сохранить подпись как" - путь подписанного документа, который будет создан.
Важно! По умолчанию КриптоПро CSP создает подписанный документ в формате .p7s. Если требуется подписать документ в другом формате (например, sig), в конце пути будущего подписанного документа нужно .p7s заменить на .sig. Как правило, для отправки документов в государственные органы и учреждения, а также для участия в электронных торгах требуется проставление подписи и создание документа именно в формате .sig.
Выбираем, какой электронной подписью (если их несколько) будем подписывать документ.
Также стоит отметить, что если не применять расширенные настройки, КриптоПро CSP создаст присоединенную подпись. Для того, чтобы создать отсоединенную подпись, нажимаем кнопку "Показать расширенные".
Присоединенная и отсоединенная электронная подпись - в чем отличие? При создании присоединенной подписи формируется новый файл, в который помещается и подписываемый документ, и подпись к нему. Прочесть такой подписанный документ возможно только при использовании криптографических программ (КриптоПро, КриптоАРМ и др.). Отсоединенная подпись не изменяет исходный документ, а создается отдельным файлом. Для проверки такого документа потребуется как исходный документ, так и сам файл с подписью. Отправлять нужно будет оба файла. Для прочтения такого документа не потребуется наличие специальных криптографических программ.
Далее, для создания отсоединенной подписи нужно поставить галочку "Создать отсоединенную подпись".
В нашем примере мы создаем присоединенную подпись, поэтому галочку снимаем. Нажимаем кнопку "Подписать". Документ успешно подписан.
В папке с исходным файлом появился подписанный документ (расширением .p7s).
Если требуется проверить какой-либо подписанный документ (допустим, входящий от контрагента), проходим на вкладку "Проверка подписи". Выбираем тот файл, который будем проверять.
Ждем окончания процесса проверки.
2. КриптоАРМ.
Рассмотрим процесс подписания документов электронной подписью в программе КриптоАРМ. Скачиваем установочный файл с сайта производителя. Лицензия на данное ПО платная, но можно воспользоваться бесплатным 14-дневным периодом. Устанавливаем ПО на компьютер.
Приступим к процессу подписания документа. Для этого выбираем нужный файл, клик ПКМ, нажимаем КриптоАРМ, "Подписать".
Откроется окно мастера создания электронной подписи.
Если требуется подписать сразу несколько документов, добавляем их через кнопку "Добавить файл". Нажимаем "Далее".
Настраиваем формат будущего подписанного документа: - Выбираем DER кодировку или BASE-64 кодировку. Если Вы подписываете документ для отправки контрагенту (поставщику, заказчику), то можете выбрать любой из типов кодировки. Если же подписываемый документ требуется отправить в государственные органы, перед подписанием рекомендуется уточнить, файлы какого формата принимает соответствующий орган. Так, большинство судов или контролирующих органов, принимают подписанные документы только в DER кодировке. - Также Вы можете изменить расширение подписанного документа. По умолчанию КриптоАРМ сохраняет файл в формате .sig. Для сохранения документа в формате .p7s следует вручную прописать вместо .sig - .p7s. - КриптоАРМ дает возможность после подписания сразу же отправить документ по электронной почте. Для этого нужно поставить галочку "Отправить выходные файлы по электронной почте".
Нажимаем кнопку "Далее".
Если требуется создать отсоединенную электронную подпись, проставляем галочку "Сохранить подпись в отдельном файле". Нажимаем "Далее".
На следующем шаге указываем личный сертификат для создания электронной подписи. Нажимаем "Далее".
Данные для создания электронной подписи собраны. Проверяем выставленные параметры. Нажимаем "Готово".
Документ успешно подписан электронной подписью.
В папке с исходным файлом появился подписанный документ (присоединенная подпись) с расширением .sig.
Если Вы проставили галочку "Отправить выходные файлы по электронной почте", то после завершения процесса подписания документа нужно ввести параметры для отправки файла по электронной почте.
Ждем завершения процесса отправки сообщения.
Если требуется проверить какой-либо подписанный документ, запускаем КриптоАРМ, нажимаем "Проверить ЭП". Выбираем тот файл, который будем проверять.
Откроется окно "Мастер проверки корректности электронной подписи". Нажимаем "Далее".
Выбираем файл, который требуется проверить.
Проверка электронной подписи успешно завершена.
Мы рассмотрели пошаговую инструкцию, как быстро и просто подписывать электронной подписью документы, не прибегая к услугам операторов ЭДО. КриптоПро CSP 5 и КриптоАРМ позволят предпринимателям значительно сократить расходы на бумагу и печать документов, сэкономить время на отправку подписанных файлов как контрагентам, так и в различные государственные органы.